ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (англ. learner-centred approach).
1. Одна из разновидностей деятельностного типа обучения, в которой учащийся выступает как активный, творческий субъект учебной деятельности. Требует учета индивидуальных психологических особенностей учащихся, их способностей, интересов и потребностей.
2. Подход к обучению, который основывается на учете индивидуальных особенностей учащихся и признании того факта, что для каждого ученика типичен тот или иной способ осуществления деятельности по овладению языком и его применению в процессе обучения (учебные стратегии). Особенности такого подхода разрабатывались в отечественной психологии с позиции теории деятельности (Зимняя, 1991, 2001; Леонтьев, 2003), а обучение в соответствии с названным подходом предполагает:
1) известную самостоятельность учащихся в процессе обучения, что выражается в определении целей и задач курса самими обучаемыми, в выборе приемов работы, которые являются для них предпочтительными, а также в совместной с преподавателем разработке программы обучения;
2) опору на имеющиеся знания учащихся в различных областях и их использование в ходе занятий;
3) учет социокультурных особенностей учащихся и их образа жизни;
4) учет эмоционального состояния учащихся и их морально-этических инравственных ценностей;
5) формирование учебных умений в соответствии с учебными стратегиями учащихся;
6) повышение роли самостоятельной работы учащихся; ограничение ведущей роли учителя с приоритетом в его работе функций консультанта, помощника, советника;
7) использование аутентичных материалов в процессе занятий. В рамках этого подхода некоторые зарубежные методисты придерживаются радикальной точки зрения относительно самостоятельности учащихся в процессе обучения. Они выступают за автономность и полную самостоятельность учащихся и утверждают, что личностно-ориентированный подход означает передачу учащимся контроля за процессом обучения, поскольку это позволяет им реализовать свои языковые способности, способствует мотивации обучения, развивает чувство ответственности и стимулирует использование различных учебных стратегий. Однако такое понимание подхода связано с преподаванием языка в условиях языкового окружения и в работе со взрослыми учащимися. Такой подход в зарубежной методике противопоставляется подходу, ориентированному на учителя (teacher-centred approach). Отечественные методисты считают использование этого подхода в его радикальном понимании неприемлемым для условий преподавания иностранного языка в школе и других общеобразовательных учреждениях, работающих по единым государственным стандартам и программам (Колесникова, Долгина, 2008). См. также коммуникативно-деятельностный подход.

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. . 2009.

Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД" в других словарях:

  • ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД — (англ. activity approach). Совокупность исследований в педагогике и психологии, в которых психика и сознание, их формирование и развитие изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта. Предпосылки Д. п. складывались в отечественной …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД — КОММУНИКАТИВНО ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД. Современный подход к обучению, рассматриваемый в качестве теоретической базы построения системы обучения неродному языку. Основы К. д. п. были заложены в трудах психологов С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ЛИЧНОСТНО-СОЦИАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД — (в изучении конфликтов) – один из основных методологических принципов исследования конфликтов. Состоит в учете индивидуально психологических особенностей личностей, знании объективных социальных, социально психологических и др. условий, в которых …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Личностно-социально-деятельностный подход — ведущий интегрирующий принцип военной педагогики и педагогики высшей военной школы. Ориентирует на целостное исследование личности в единстве основных факторов ее развития социальной среды, воспитания, деятельности личности, ее внутренней… …   Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

  • КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД — (англ. communicative approach). Подход к обучению, возникший в 70 е гг. ХХ в. в связи с выдвижением в качестве главной цели обучения – овладение языком как средством общения, или коммуникацией. В отечественной лингводидатике его обоснование с… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Подходы к обучению — акустический подход, аппроксимация, бихевиористский подход, дедуктивный подход, деятельностный подход, дифференцированный подход, имплицитный подход, индивидуальный подход, индуктивный подход, интегративный подход, интегрированный подход,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ЛИЧНОСТЬ — (от лат. persona – лицо, роль). Особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Л. – это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества. В российской системе… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА — ПРОЕКТНАЯ (от лат. projectus – брошенный вперед) МЕТОДИКА. То же, что метод проектов. Одна из технологий обучения, в том числе иностранному языку, основанная на моделировании социального взаимодействия в малой группе в ходе учебного процесса. В… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Зимняя, Ирина Александровна — (1931 г.р.)    Российский психолог, доктор психологических наук (1973), профессор (1976), академик РАО (1995).    Окончила институт иностранных языков (МГПИИЯ) в 1954 году, защитив в 1961 году кандидатскую диссертацию К вопросу о восприятии речи …   Кто есть кто в российской психологии

  • Лабораторный эксперимент — научное, экспериментальное исследование, проводимое в искусственно создаваемых, специально оборудованных лабораториях. Личностно деятельностный подход в основе лежит учет личностных особенностей, позиций всех его участников учеников, учителей,… …   Исследовательская деятельность. Словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»